Блюз заслуженно носит звание народной музыки, но в случае Джеймса «Сынка» Томаса, это была одна из сторон его творческого таланта, которая принесла ему признание. Блюз всегда присутствовал в его жизни, но лишь в 60-х, после «открытия» Томаса Уильямом Феррисом, стал основным источником дохода. Рассказанная Феррисом биография Томаса в книге и фильме, привлекла внимание к музыканту,
Джеймс Томас вошел в мир Дельты в Эдене 14 октября 1926 года. Он никогда не знал своего отца и был воспитан бабушкой и дедушкой по материнской линии, которые и наградили Томаса на всю оставшуюся жизнь ласковым прозвищем «Сынок». По субботам маленький Джеймс вместе с бабушкой и дедушкой навещал мать и сестру, живших в Лелэнде.
С самого детства Джеймс увлёкся музыкой и скульптурой – увлечения эти будут играть существенную роль в последующей его жизни. Он любил лепить грузовики и фигурки различных животных из глины, которую таскал с берегов реки Язу. Из-за глиняных автомобилей он получил ещё одно прозвище – Форд. Думается, что тёмная сторона искусства проявила себя, когда маленький Джеймс решил подшутить над своим дедушкой, боявшегося до ужаса всего сверхъестественного. Он слепил из глины череп, полный зубов, сделанных из кукурузы и поставил его на полку в чулане. Когда дедушка зажёг свет, эффект был ужасающий. Черепа, часто украшенные настоящими зубами, собранных знакомыми стоматологами, оставались одной из главных тем в скульптурном творчестве Джеймса. Можно смело сказать, что Джеймс Томас мог зарабатывать себе на жизнь только своими скульптурными произведениями. Все крупные художественные галереи, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, устраивали выставки его работ.Вторым увлечением юного Джеймса была музыка, точнее, блюз, услышанный от родного дяди Джо Купера. Семейная фонотека, включающая в себя записи Томми Маккленнена, Артура Крадапа, Скип Джеймса, тоже сыграла свою роль. Дядя научил племяннику несколько аккордов, и мальчишка стал посвящать гитаре всё свободное время. Играл он тайком от дяди, который мог ограничить его занятия. В конце концов, Джеймс смог купить свой собственный инструмент фирмы Sears & Roebuck, вкалывая на хлопковых полях.
Став старше, Томас стал посещать многочисленные кабачки в Язу-Сити, где познакомился с Райсом Миллером и Элмором Джеймсом. Элмор великодушно позволял молодому музыканту играть вместе с ним, давая возможность учиться у одного из самых известных блюзовых гитаристов. Уроки эти не прошли даром,и Джеймс начал выступать вместе с дядей, зарабатывая доллар за ночь.
В последующие годы Томас нарабатывал свой собственный репертуар. "Catfish Blues" и "Cairo Blues" стали его визитной карточкой. Джеймс играл "Cairo Blues" так часто, что заслужил ещё одно прозвище – «Каир».
К сожалению, как это имело место со многими прекрасными дельта-блюзменами, музыка Томаса оставалась неизвестной большей части мира. В основном, он зарабатывал на жизнь, работая могильщиком, потом, став слабее здоровьем, трудился в мебельном магазине.
В 1967-м году исследователь Уильям Феррис «обнаружил» Томаса в Леленде, где тот жил с 1961-го. Джеймс «Сынок» Томас стал главным действующим лицом в работах Ферриса – книге "Blues From The Delta"и пяти фильмах: "Mississippi Delta Blues" (1969), "James 'Son Ford' Thomas: Delta Blues Singer" (1970), "Give My Poor Heart Ease" (1975), "I Ain't Lying" (1975), "Made In Mississippi" (1975).Благодаря стараниям Ферриса, Томас стал довольно привлекательной фигурой для шоу-бизнеса. Представленный как один из последних живых легенд Дельты, Джеймс участвовал во многих блюзовых фестивалях. В 1981-м он впервые посетил Европу участником American Folk Blues Festival. В последствии он ещё не раз пересекал Атлантику для выступлений и работы в студиях. Наиболее известными стали его альбомы "Highway 61 Blues", "Son Down On The Delta", "Good Morning Little School Girl", "Delta Blues Classics" и "The James 'Son' Thomas Album". Фирма Evidence выпустила прекрасный сборник "Living Country Blues", в котором представлены и песни Джеймса Томаса.В том же 1981-м, вашингтонская художественная галерея Коркоран устраивала выставку, посвящённую народному искусству юга Америки. Скульптуры Томаса были одной из ярких страниц этой выставки. Одной из посетительниц галереи была Ненси Рейган, бывшая в ту пору Первой Леди. Она сфотографировалась вместе с Джеймсом, и он очень гордился этим фактом, демонстрируя всем фото, висевшее на стене его домика. Знакомство с Первой Леди принесло Томасу работу на выборах 1983-го года. Он представлял в Миссиссиппи Республиканскую партию и заработал там 100 долларов, благодаря своей запоминающейся внешности.
Джеймс Томас всю жизнь мучился со здоровьем, из-за чего всегда выглядел старше своих лет. Боли в пояснице и эмфизема лёгких были его постоянными спутниками. В 1981-м ему случайно выстрелили в живот, в 1991-м удалили опухоль головного мозга. Но, не смотря на все свои болячки, он продолжал выступать. В мае 93-го он перенёс инфаркт, после которого уже не смог оправиться. Джеймс «Сынок» Томас скончался 26 июня 1993 года в больничной палате в Гринвилле. Ему было всего 66 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий