суббота, 26 ноября 2011 г.

Blind Lemon Jefferson



  Blind Lemon Jefferson, гитарист и певец, бесспорно, является одной из ключевых фигур в кантри-блюзе. Из множества отзывов о нём можно упомянуть только самые лестные, что он один из основателей техасского блюза (вместе с Texas Alexander-ом), самый популярный блюзмен 20-х, и первый, по настоящему успешный в коммерческом плане, исполнитель блюза с мужским голосом. До того, как Jefferson добился успеха, в блюзе полностью царили женщины, например, Bessie Smith и Ida Cox, которые пели в сопровождении оркестров чужие песни. Jefferson создал образ блюзмена, играющего и поющего в одиночку, в основном, собственный материал, в дополнение к более знакомому репертуару артистов, состоящему из народных стандартов и выкриков. В оригинальный материал Jefferson-а тогда входили его наиболее известные сейчас блюзы: "Matchbox Blues", "See That My Grave Is Kept Clean" и "Black Snake Moan". Только лишь через несколько лет он записал почти сто песен, которые повлияли не только на его современников, поющих блюз (Leadbelly и Lightnin' Hopkins, к примеру, одни из них), но и на последующие поколения любителей музыки. Влияние мощного и уникального звука Jefferson-а, не смотря на прошедшие десятилетия, нисколько не ослабло.
  О жизни Blind Lemon Jefferson-а мало что известно, мы лишь можем создавать своё впечатление о нём, слушая его песни, читая его редкие интервью и воспоминания людей знавших его. Долгое время считалось, что он родился в июле 1897 года, и только недавно, почти столетие спустя, был обнаружен отчёт о переписи населения, в котором акт рождения маленького Lemon-а зарегистрирован в сентябре 1893-го. Не смотря на путаницу с датой появления на свет, достоверность некоторых известных фактов его жизни не вызывает сомнений: Jefferson родился на ферме в техасском местечке Couchman, недалеко от города Wortham, был слепой с рождения и рос в окружении шестерых братьев и сестёр. Примерно в 1912-м году, он стал выступать на различных вечеринках недалеко от дома, где пел, подыгрывая себе на гитаре. На его музыкальный вкус повлияли не только пение сборщиков хлопка и местных гитаристов, но и пение  мексиканских наёмных рабочих, которые включали в свою гитарную игру элементы фламенко. Из этих влияний и сложился неповторимый стиль Jefferson-а, состоящий из сложных музыкальных фраз и замысловатой, и,  тому же, очень быстрой, работой пальцев. В течение нескольких лет Jefferson расширил район своих выступлений, к тому времени его уже знали в Groesbeck, Buffalo, Waco и других близлежащих городах. Приблизительно в 1915-м он в первый раз выступает в Dallas-е, а через два года становится гражданином этого города. В городском районе Deep Ellum, где
Jefferson-а частенько видели выступающим, он познакомился с другим блюзменом, который вскорости станет знаменитым, по имени Leadbelly. И, хотя Leadbelly в блюзовой табели о рангах занимал более высокое положение, Jefferson, по всеобщему признанию, играл на гитаре гораздо лучше старшего товарища. Leadbelly был настолько поражён его игрой, что позже, отдавая дань способностям Blind Lemon Jefferson-а, посвятил ему несколько песен, одна из которых так и называлась "Blind Lemon's Blues". Совместные их выступления длились недолго, благодаря первой отсидке Leadbelly.
  До начала 20-х, Blind Lemon Jefferson активно передвигается и представляет свою, очень страстную, концепцию блюза, поражая слушателей (по крайней мере) в дельте Миссисипи и в штате Мемфис, хотя, вероятно, он бывал и в других регионах. То ли в 1922-м, то ли в 1923-м году он встречает свою будущую жену, и, в середине 20-х, у них родится первенец. В 1925-м  Jefferson, с помощью техасского искателя талантов, записывает свою первую демо и посылает её в Чикаго Mayo Williams-у на Paramount Records.
  Вскорости (где-то в декабре 1925-го или январе 1924-го), Jefferson прибывает в Чикаго, чтобы впервые поработать в студии. Первыми были записаны две госпелл "I Want to Be Like Jesus in My Heart" и "All I Want Is That Pure Religion", которые были выпущены под псевдонимом Deacon L.J. Bates. Два месяца спустя Jefferson начинает записывать блюз уже под своим именем, но упомянутые песни были не последними, под которыми он подписался псевдонимом. В 1927-м, под именем Deacon L.J. Bates-а на Paramount выходит "He Arose From the Dead", а на лейбле Herwin - "Where Shall I Be?", где автором значился Elder J.C. Brown. Меньше чем за четыре года Jefferson записал больше 90 песен. В основном все они были записаны на Paramount, за исключением двухдневной сессии на Okeh, имевшей место в Атланте в марте 1927-го. В результате этой сессии появилась вторая версия "That Black Snake Moan" (первая вышла 11/26), в этот раз названная "Black Snake Moan", которая была так же хороша, как и записанная всего месяцем позже снова на Paramount "Matchbox Blues", ставшая одной из самых знаменитых песен Jefferson-а. Все его записи моментально становились популярными, сделав его самым коммерчески успешным исполнителем так называемой расовой музыки. Такие успехи удивляют при рассмотрении его совершенно некоммерческого звука – высокий и жуткий голос (заслуживший у критиков эпитета «голос одиночества»), безнадёжно-отчаянные (часто наводящие на тоскливые мысли) тексты песен, довольно сложные гитарные партии - и всё это сплавлено в очень сырой и рвущий душу на части блюз.   
  В конце 20-х, кроме частых сеансов записи в Чикаго, Blind Lemon Jefferson продолжает активно выступать, в основном в Техасе и других южных штатах. Он выступает в Чикаго, даёт концерт в St. Louis-ском театре Booker T. Washington, и, пока был в Миссисипи, успел поработать с Rev. Rubin Lacy, который в своё время сотрудничал с Son House-ом. В конце сентября 1929-го он посещает Ричмонд, где очень плодотворно трудится в местной студии Paramount, и записывает две песни "Bed Spring Blues" и "Yo Yo Blues", которые вышли на лейбле Broadway. В декабре Jefferson вернулся в Чикаго, где в один из дней, к огорчению многих людей, был найден мертвым после очень холодного снежного бурана. Существует несколько версий по поводу его смерти: что после выступления он потерялся в буране, что его бросил шофёр, что его сбил автомобиль, что он, просто замёрз в снегу. Тем не менее, не было никаких официальных документов по поводу смерти влиятельнейшего тридцатилетнего блюзмена, и поэтому даже дата его кончины называется приблизительно – конец декабря 1929-го года. Штатный пианист Paramount Will Ezell сопроводил тело Blind Lemon Jefferson-а в его родной Wortham, где, согласно завещанию, он и был похоронен в первый день 1930-го года. Печально, но на могиле автора "See That My Grave Is Kept Clean" почему-то не было надгробия. Только в 1967-ом, появился железный памятник с эпитафией «Создатель истории Техаса», который, к тому же, был установлен приблизительно. В 90-х люди вспомнили о Jefferson-е, при этом обнаружив, что могила его находится в ужасно  плачевном состоянии. Тут же был организован сбор средств, и, благодаря этим пожертвованиям и усилиям любителей блюза со всего мира, на могиле Jefferson-а появилась гранитная плита с выбитыми на ней строками  его блюза «Lord, it's one kind favor I'll ask of you. See that my grave is kept clean» («Господи, об одном прошу тебя. Проследи, пожалуйста, чтобы моя могила была чиста»). При подготовке этого надгробия был обнаружен печальный факт, что и дата рождения Jefferson-а – июль 1897-го (на первом надгробии была именно эта дата) – довольно приблизительна, и, только подняв из архивов данные о переписи населения, установили, что Lemon Jefferson появился на свет в сентябре 1893-го. Так на его могиле появилась эта дата.
  Для техасского блюза Blind Lemon Jefferson значит то же, что и Charlie Patton для блюза дельты Миссисипи. Его выступления оказали самое прямое влияние на таких легендарных техасских блюзменов, как Lightnin' Hopkins, T-Bone Walker и Leadbelly, а его записи распространили это влияние на ещё большую аудиторию. По прошествии десятилетий, его песни были перепеты бесчисленным количеством музыкантов. Bob Dylan, John Hammond Jr., Kelly Joe Phelps и много-много-много других обращались к его наследию. В конце 50-х – начале 60-х с выпуском сборника, составленного из песен  Jefferson-а, которые он записал на Riverside и Milestone, начинается возрождение публичного интереса к легендарному блюзмену. В 60-е в Калифорнии и Нью-Йорке открываются клубы Blind Lemon Jefferson-а, рок-группа Jefferson Airplane, по общему мнению, была названа в честь великого блюзмена. На Yazoo выходит компилированный сборник с характерным названием King of the Country Blues, заново обработанный для выпуска на CD. В завершение, на Document выходит серия из четырёх CD, содержащая все его песни. В 1980-ом Blind Lemon Jefferson был введен в Зал Славы Основателей Блюза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий